Идёт N.E.V.A по городу
«Дом, в котором…» — проект «Вечёрки», в рамках которого мы совершаем экскурсии по улицам родного города в компании известных земляков, чтобы вместе создать новую летопись нашего мегаполиса. Предлагая музыкантам группы N.E.V.A поучаствовать в нашем ностальгическом путешествии, мы даже не предполагали, во что выльется эта затея. Каждый из четверых участников коллектива имел в своём арсенале свою собственную историю — кто-то родился в Екатеринбурге, другие же приехали покорять уральскую столицу из разных городов. И каждый успел найти в мегаполисе «своё место» — то, с которым связаны самые яркие воспоминания.
Концертная чаша
Первым прогуляться по излюбленным местам нас пригласил гитарист Глеб ВАСИЛЬЕВ. С его лёгкой руки мы оказались на окраине Уралмаша, у подножия знаменитой Белой башни.
— Именно здесь прошло моё, с позволения сказать, екатеринбургское детство, — смеётся музыкант. — Правда, началось это детство лет... этак в девятнадцать!
Гитарист Глеб и его товарищи у подножия Белой башни. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.
Один из основателей группы N.E.V.A родился в башкирском Белорецке. Как и многие, приехал покорять уральскую столицу. Общежитие, где поселился Глеб, размещалось на Уралмаше, и музыкант, будучи любителем пеших прогулок, немедленно обследовал весь микрорайон. Белая башня сразу пришлась ему по душе, и не только своим архитектурным величием. Знакомые пацаны подсказали, как запросто можно проникнуть внутрь сооружения — в то время строение было заброшено, в полу зияли дыры, всюду высились груды мусора, а стены снаружи и внутри украшали многочисленные граффити. «Атмосфера была совершенно аутентичная», — вспоминает гитарист.
Излюбленным местом времяпрепровождения Глеба и его товарищей быстро стала большая цилиндрическая чаша Белой башни, расположенная на уровне 4-го этажа. Очевидно, в годы, когда старая водонапорная башня ещё соответствовала своему назначению, ёмкость служила резервуаром для воды. Сейчас же конструкция превратилась в импровизированный «концертный зал» с уникальной акустикой.
— Какой там был звук! — восклицает Глеб. — Какой естественный ревер! (звуковой эффект, напоминающий эхо. — Прим. авт.) Во многих храмах не встретишь такую акустику, какая была внутри Белой башни!..
Музыкант часами проводил здесь время с гитарой. Ребята рассаживались кружком, раскладывали заблаговременно припасённую снедь и термосы с чаем. Рассказывали страшилки. И, конечно, пели песни под гитару, наслаждаясь прекрасной акустикой.
— Песни я предпочитал лирические — про жизнь, про любовь, — вспоминает Глеб.
Для ценителей романтики башня открывала немало возможностей. Например, при желании можно было взобраться на самый верх сооружения, на маленький балкончик, откуда открывался живописный вид на ближайший лесопарк, а также на весь микрорайон. Особенность конструкции такова, что, стоя на возвышении, ты не видишь под собой каменных опор, что создаёт уникальное ощущение полёта.
— Стоишь, и тебя покачивает, словно ты летишь! — рассказывает музыкант. — А внизу машинки — мааааленькие-маааааленькие!
Глеб и сейчас живёт на Уралмаше — сменив несколько мест обитания, он снова вернулся в микрорайон, который остаётся самым любимым. А вот стихийных концертов, как в юные годы, музыкант не давал давненько, хотя не скрывает — тянет порой усесться с гитарой где-нибудь на тенистой аллее.
Торговая Мекка
Бас-гитарист Александр МЕХОНОШИН родился и вырос в Нижнем Тагиле, однако с малых лет бывал в областном центре вместе с родителями. Приглашая музыканта окунуться в воспоминания детства, мы ожидали услышать историю о милых прогулках выходного дня. Каково же было наше удивление, когда Саша предложил нам направиться... на рынок «Таганский ряд».
— Куда-нибудь туда, где самая «жесть», где ларьки громоздятся под открытым небом! — обозначал он ориентиры маршрута. — Остались ещё такие?
Первые воспоминания о Екатеринбурге у нашего героя связаны отнюдь не с чинными прогулками по Плотинке. Дважды в год семья Мехоношиных наведывалась в областной центр с исключительно практической целью — пополнить гардероб на ближайший сезон. А потому для маленького Саши наш город представлялся живым бурлящим котлом, где непрерывно кипела торговля.
— Сколько я себя помню, а помню себя я лет с пяти, мы ежегодно проделывали этот ритуал, — весело рассказывает Саша. — Вставали ни свет ни заря, садились на электричку... С собой у нас были те самые знаменитые китайские сумки — одним словом, при взгляде на нас сразу было ясно, зачем и куда мы направляемся. Мы приезжали на рынок — и начиналось что-то невероятное! Я до сих пор помню эти запахи, звуки... Эту атмосферу бесконечной суеты и движения. Тебя зазывают со всех сторон, утягивают в закуток, немедленно окружают вниманием. «Шейшас-шейшас, все размерчики есть!» В итоге продавец убегает — а ты стоишь прямо на земле, на картонке, или в одних трусах за какой-нибудь жалкой тряпкой. Тогда ведь никаких примерочных не было — прикрывали друг друга полотенцами. А если у палатки имелась своя верёвочка с занавесочкой — этот ларёк считался уже элитным! Почти бутик!
Окунувшись в людской водоворот рынка, мы словно вернулись в прошлое на машине времени. Блаженно улыбаясь, Александр замер возле неказистой тележки с дешёвой едой. В то время как товарищи по команде с откровенным весельем взирали на бас-гитариста, тот с удовольствием предавался воспоминаниям. Тогда, в годы его детства, после длительных блужданий по торговым рядам семья Мехоношиных обедала прямо тут, на рынке.
— Нагуляешься, находишься — и вот, наконец, обед! — восклицает наш герой. Я до сих пор помню вкус того шашлыка!..
Бас-гитарист Саша тщетно пытался подобрать подходящие ботинки. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.
В порыве ностальгических настроений бас-гитарист двинулся по рыночным рядам, вознамерившись приобрести что-нибудь у ларёчников на память: «Да что угодно, хоть шапку!» Однако продавцы испуганно прятались и махали руками: проходите мимо! Не иначе как приняли нас за съёмочную группу программы «Ревизорро». В тщетной попытке померить ботинки на картонке, как в старые добрые времена, Саша заглядывал всё в новые и новые палатки.
— А есть что-нибудь хорошего качества? — обратился музыкант к одному из торговцев, который не успел скрыться при нашем появлении.
— Харошего качества нэт! — отрезал тот, став для музыкантов группы N.E.V.A объектом шуток на ближайшие пару часов.
...Александр давно считает Екатеринбург своим домом — в своё время ему пришлось открывать город заново, когда после окончания школы он приехал поступать в университет.
— Моё восприятие Екатеринбурга менялось неоднократно, — признаётся музыкант. — Но эти перемены зависели не от города, а от меня самого, от моего личностного роста. Когда-то, приехав сюда учиться, я пережил серьёзную метаморфозу. Я был полон честолюбивых планов — как же, приехал первый парень на деревне! Но очень скоро моё эго разрушилось — я понял, что я не один такой молодец, что в этом городе живёт много людей — классных, умных, интересных. И чтобы чего-то добиться здесь, нужно развиваться и расти над самим собой гораздо интенсивнее. Именно этот ритм и сделал из меня того, кем я стал в итоге.
Внеплановый концерт на набережной
И всё же мы приехали на Плотинку! Именно здесь солист группы N.E.V.A Кирилл НЕЧАЕВ дал свои первые сольные концерты. Паренёк приехал в уральскую столицу из Шали. Ещё живя там, он был наслышан об уличных музыкантах, которые играют, стоя в переходе. Однако в родном посёлке проделать подобный трюк было нереально:
«Меня бы просто не поняли!» — усмехается артист.
Другое дело — Екатеринбург, куда музыкант приехал после окончания школы. Будучи студентом-первокурсником, Кирилл испытывал насущную потребность в пополнении бюджета, а потому концерты под открытым небом стали неплохим подспорьем для нашего героя.
На этом месте Кирилл в юности частенько стоял с гитарой. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.
В качестве локации для уличных выступлений была выбрана набережная в районе киноконцертного зала «Космос». Кирилл довольно быстро обнаружил, что пение — его призвание.
«Играл-то я тогда средненько, зато когда начинал петь — сразу собиралась целая тусовка!» — вспоминает музыкант.
Исполнял ЦОЯ, «чайфов», а порой и собственные песни.
— Если хорошо поёшь, за вечер вполне можно «поднять» несколько тысяч, — рассказывает Кирилл. — Если слушателям нравится, они и сотню могут кинуть, и даже 500 рублей. Меньше десятки на моей памяти никто не кидал. Считайте сами! Десять—двадцать человек — это уже пара сотен.
Конечно, концерты не обходились без эксцессов. Кирилл вспоминает, как однажды пережил несколько очень неприятных мгновений.
— Стою я как-то с гитарой. А я в ту пору был ещё волосатый. Перчатки обрезанные, куртка кожаная, штаны с цепочками. И ребята со мной знакомые — такие же, как я, музыканты-неформалы. И вдруг смотрю — прямо на нас движется толпа скинхедов, человек пятнадцать. Я-то, парень из деревни, никогда их живьём не видел, но по внешнему виду сразу понял, что к чему. Ну, думаю, всё — приехали. Сейчас, чего доброго, побьют. А пел я тогда, помнится, песню «Когда твоя девушка больна». Парни приближаются.... И вдруг я замечаю, что губы у них шевелятся — они начали подпевать! Тусовались вместе весь вечер. Словом, музыка объединяет!
Позже Кирилл играл и в знаменитой «трубе» — подземном переходе на Плотинке. Вернуться туда с гитарой музыканта порой тянет и теперь. Три года назад солист группы N.E.V.A даже дал там «внеплановый концерт».
— Мы шли с ребятами после концерта. Я заметил паренька с гитарой, и так мне захотелось вспомнить молодость! — рассказывает Кирилл. — Попросил у него инструмент, спел одну песню группы «Ария». Самое забавное, что пока я пел эту песню, мне успели бросить 300 рублей. А год спустя эта история повторилась — паренёк меня узнал, и уже сам предложил мне гитару. И я снова пел.
Экскурсия на окраину
Барабанщик Ноиль ХАБИБУЛЛИН — единственный участник коллектива, чья жизнь неразрывно связана с Екатеринбургом. В завершение прогулки мы совершили путешествие на Химмаш, где прошли детство и юность этого нашего героя. Здесь у музыканта с каждым домом, с каждой улочкой связана своя история. Вот школа № 105, которую окончил Ноиль, а через дорогу ещё одна школа, где учился герой одной из наших предыдущих экскурсий, шоумен Андрей РОЖКОВ. На Химмаше, кажется, все знают друг друга, все живут по соседству, и истории разных людей удивительным образом переплетаются друг с другом.
— У нас здесь, можно сказать, свой маленький городок, — улыбается Ноиль. — Мы даже говорим между собой: «Ты в город поедешь?» То есть не «в центр», а именно «в город». Как будто мы-то не в городе живём!
Химмашевская плотина — любимое место барабанщика Ноиля. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.
Большая химмашевская плотина — настоящий рай для мальчишек. В любое время года бегали сюда с самодельными снастями, удили местную рыбёшку. Весь улов, конечно, доставался кошкам, что не мешало «мериться» рыбацкими трофеями. Когда мы добрались до плотины, в воздухе уже сгущались сумерки, с неба посыпал снег. Ступени, ведущие к реке, обледенели. Однако Ноиль отважно устремился вниз, увлекая за собой товарищей по команде — вот он, настоящий химашевский экстрим! Несмотря на непогоду, на берегу обнаружился юный рыбак, который так же, как и мальчишки прошлых поколений, с удовольствием проводил время у воды. Не успели мы оглянуться, как Ноиль уже разговорился с младшим товарищем, а через мгновение закинул удочку в реку. Подмерзающая в отдалении группа N.E.V.A подбадривала товарища, торопя покинуть промозглую набережную. Но Ноиль, кажется, не замечал ни холода, ни ветра, погрузившись в приятные воспоминания:
— Была у нас ещё одна любимая забава! По весне, когда лёд начинал таять, вот там, ниже по течению, мы с мальчишками откалывали льдины и катались на них по реке. Не всегда это, конечно, заканчивалось благополучно — один паренёк напоролся на камень, льдина перевернулась. Да там воды было по пояс, так что никто не пострадал. Побежал домой сушиться!... А вот там, дальше по реке, в сторону Нижне-Исетска, есть каменный мост. Это было моё любимое место. Если стоять и смотреть в воду, кажется, что мост — это корабль. А ты плывёшь, плывёшь...
По химмашевским улочкам Ноиль мог бы водить нас бесконечно, тем более что именно здесь он делал первые шаги на творческом поприще. Однако, выбирая последний пункт экскурсионного маршрута, наш герой свернул вовсе не в сторону музыкальной школы, где когда-то осваивал азы инструментальной науки. Неприметное двухэтажное здание за железной оградой, куда привёл нас Ноиль, оказалось церковным приходом. Любопытно, что ранее здесь располагался детский сад — тот самый, куда четыре десятка лет назад ходил химмашевский «пельмень» Андрей Рожков. Однако сейчас здесь ничто не напоминает о прежних временах.
Для Ноиля местный приход в своё время стал едва ли не первой «сценой». В церковном хоре не хватало вокалиста — и юному музыканту предложили подработать на клиросе. Ноиль признаётся — сначала было непросто: «Я никогда не любил сольфеджио. Читка с листа, ноты — это не моё. Но потом постепенно втянулся, и мне даже начало нравиться». В святая святых нас пустили беспрепятственно — музыканта здесь помнят и любят. Ноиль даже организовал для товарищей экскурсию на звонницу — в своё время парню доводилось управляться и с колоколами. Имея такую школу за плечами, музыкант способен укротить не только ударную установку, но, пожалуй, любой инструмент! Что и доказывает в полной мере во время концертных выступлений.
Эхо тысячи вокзалов
Выбирая место, важное для каждого участника группы N.E.V.A, музыканты единогласно указали на вокзал.
Сейчас жизнь музыкантов проходит в постоянных разъездах — гастроли, фестивали. Привокзальная площадь до сих пор вселяет в ребят вдохновение, ведь, так или иначе, каждая поездка — это маленький кирпичик, закладываемый в фундамент успеха.
Есть у парней и свои ритуалы, связанные с путешествиями. В их числе — обязательные посиделки в кафе, перед тем как отправиться в путь. В дороге музыкантам тоже не дают скучать.
— У нас друзья в каждом городе, — рассказывает Кирилл. — И они частенько приезжают к поезду на время стоянки. Это бывает очень круто!
Порой караулят ребят и фанаты. Например, во время стоянки в Казани местные поклонницы преподнесли музыкантам собственноручно изготовленный фотоколлаж. Подарок сейчас хранится на репетиционной базе группы N.E.V.A вместе с другими дарами, которых в копилке коллектива собралось уже немало. В их числе и весьма необычные — например, банка солёных огурцов.
На многочисленные вопросы о том, не пора ли двигать в столицу, ребята отвечают единогласно: нам и здесь хорошо! В городе, который собрал их, четверых, таких разных, вместе и успел стать настоящим домом.
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|