Всё началось с объявления: «Приглашаем в клуб юных журналистов…»
Не так давно мне в руки попался номер школьной газеты «Суббота, 14-е», которую выпускают юные журналисты ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА. Пройти мимо интересного издания я не могла и решила побольше разузнать о примечательном увлечении ребят.
Ещё в 1953 году впервые распахнул свои двери Чкаловский Дом пионеров, где были организованы шесть кружков: авиамодельный, судомодельный, танцевальный, ИЗО, юный натуралист и фото. Сегодня это муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «РАДУГА» (ул. Титова, 34). Здесь 3 525 обучающихся, 6 творческих площадок, разбросанных по всему Чкаловскому району Екатеринбурга, и около 40 творческих объединений для детей в возрасте от 6 до 18 лет. У руля этого огромного механизма уже 10 лет стоит Татьяна Николаевна СТАЦЕНКО — педагог с 37-летним стажем, 26 из которых отдано родной «РАДУГЕ».
Оказалось, что и Клуб юного журналиста «Суббота, 14-е» (газета с одноименным названием) родился именно в «РАДУГЕ», а руководят им два молодых педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Евгения ГУСЕВА и Юлия ВИШНЯКОВА.
Евгения ГУСЕВА:
— Мы с Юлей пришли работать в «РАДУГУ» в 2007 году, ещё когда учились на факультете журналистики Уральского государственного университета имени Горького (ныне УрФУ). У каждой была и сейчас есть основная работа — в СМИ Екатеринбурга.
Кроме того, что мы подруги, кружок юных журналистов для нас — это и общее хобби, увлечение, которое со временем стало ещё и интересной работой. Нам нравится общаться с ребятами, сообща делать общее дело — газету, передавать им свои знания и навыки.
Клубы юнкоров становятся всё более популярными в современном внешкольном образовании. Но не всегда их ведут профессиональные журналисты, значит, не всегда дети осваивают именно журналистику.
В ДДТ «РАДУГА» и до нас был клуб юных журналистов. Какой-то период здесь выходила газета «Розовый слон». Но мы решили начать всё с чистого листа.
— Но почему «Суббота, 14-е»?
— Пятницу, 13-е принято считать неудачным днём. По этой логике следующий день, суббота, 14-е — день новый, позитивный, счастливый. Кроме того, одно время встречи юнкоров проходили по субботам, сейчас мы встречаемся каждую пятницу в 17 часов.
— Газета — итог обучения?
— Мы с Юлей принципиально не пишем в «Субботу, 14-е» сами. Все тексты — детские. Наша задача — направить, помочь, научить… Газета выходит один раз в учебную четверть, за год это четыре номера. Количество полос всегда разное и зависит от количества текстов и темы: от 20 до 32 полос. Первая и последняя полосы цветные, остальные — чёрно-белые. Тираж — примерно 600 экземпляров, которые распространяем по школам Чкаловского района и в ДДТ «РАДУГА». За 8 лет мы с детьми подготовили 26 выпусков.
Обучая ребят основам журналистики, стараемся преподнести теорию на доступном для школьников языке, с примерами. Дальше — издание газеты. Конечно, есть и воспитательная составляющая. Обсуждение проблем, возникающих у ребят в школе и дома, беседы о вечных ценностях, обсуждение проблемных вопросов — всё это рождает темы для материалов. В процессе дети развивают творческие способности, овладевают логикой, последовательностью мышления, коммуникативными навыками. Порой целиком тратим занятия, чтобы придумать оригинальные вопросы для будущего интервью. Только тогда встреча с собеседником может получиться интересной.
Ещё одна наша задача — повышение уровня толерантности, что очень важно в подростковом возрасте. В текстах предлагаем ребятам учесть все стороны конфликта (толерантность к учителям, к родителям, к школе, к представителям других национальностей, к людям с ограниченными возможностями). Учим воспитанников умению не только самим говорить, но и слушать. Часто ребята берут интервью у тех учителей, с которыми у них не налажен контакт, и отношения нередко налаживаются.
— Сколько юнкоров сегодня?
— Около 15 человек в возрасте от 7 до 18 лет. Некоторые из них (меньшая часть) пришли к нам, чтобы в будущем стать журналистами. Для них публиковаться в газете важно, ведь при поступлении на журфак учитываются материалы в газете. В числе наших выпускников прошлых лет — нынешние студенты факультета журналистики Уральского федерального университета Олеся ТОВПИНЕЦ, Елена ЧУМАКОВА и Валентина СОЛОВЬЁВА, студентка факультета по связям с общественностью Санкт-Петербургского университета Екатерина САРАФАНОВА. В 2016 году на журфак УрФУ будет поступать ещё одна наша воспитанница — Анна ШИЛЛЕР.
Но всё же для основной части ребят посещение кружка — это хобби.
— Как строится учебная программа?
Юлия ВИШНЯКОВА:
— Мы стараемся не утонуть в теории, изучаем её, но в меру. На занятиях говорим на разные темы — о географии, истории, обсуждаем процессы в обществе, которые касаются школьников, взаимоотношения с учителями и родителями.
В работе используем интерактивные методы. Например, учебные пресс-конференции. В гостях в нашей редакции были: защитница животных из Берёзовского, фаерщик, студент театрального вуза, молодой учитель географии из школы № 200, журналист с «41-го канала», начальник службы спасения Свердловской области… Проводили выездную пресс-конференцию в фотостудии Анны ШАШЕВОЙ.
«Репортажные километры» — ещё один способ развития творческих навыков. Мы вместе с ребятами отправляемся на улицу (обычно весной) с заданиями: найти пять необычных людей, отыскать три информационных повода, найти три темы для проблемных материалов и так далее… В итоге — оригинальные тексты в газете.
Периодически устраиваем акции. Как-то наша редакция привлекала внимание к проблеме бездомных собак. Все вместе следили за судьбой дворовой собаки Лайбы. Публиковали тексты на эту тему, в итоге даже получили отклики со стороны жителей. А перед Новым годом своими руками делали объёмные снежинки из бумаги, конфеты. Потом, чтобы подарить хорошее настроение жителям Чкаловского района, отправились на улицу и делали прохожим подарки. Цель — презентация нашего издания читателям, привлечение новых читателей, формирование у людей позитивного настроения.
Стараемся, чтобы у всех номеров были главные темы. Например, в номер о толерантности подобрали тексты об инвалидах, о необычных людях, о маленьких недостатках, над которыми не стоит смеяться (в том числе и педагоги рассказали, за что над ними смеялись в детстве). Другой выпуск был посвящён современным технологиям. Дети брали интервью у специалистов, чтобы разобраться, как эти технологии влияют на подрастающее поколение, где грань между пользой и вредом. А ещё темы наших номеров — будущее, семейные ценности, зависимости...
— У клуба юных журналистов «Суббота, 14-е», наверное, есть уже и свои награды?
— «Суббота, 14-е» много раз становилась победительницей различных фестивалей и конкурсов детской прессы. Но самым победным для нас оказался 2014/2015 учебный год. Мы взяли три первых места: в городском конкурсе «Механика мысли» в рамках медиафестиваля «Высокое разрешение», в международном конкурсе «Юнга+» (в номинации «Лучшая молодёжная газета») и в конкурсе школьной и юношеской прессы Урала «Пресс-код». Наши корреспонденты Юлия СЕРГЕЕВА, Дарья УГЛИНСКИХ и Анна Шиллер завоевали призовые места в номинациях последних двух конкурсов.
— Проект «Ломка» — о профилактике зависимостей, поэтому не могу не спросить об этой сфере работы с подростками.
— Сама работа над газетой становится способом борьбы с зависимостями. Сегодня дети и подростки легко осваивают новые гаджеты и социальные сети, а живое общение практически сводится к обмену дежурными фразами. У ребят редко остаётся время на то, чтобы подумать о вечных ценностях, разобраться в таких понятиях, как «добро» и «зло», «любовь» и «дружба», «справедливость» и «честность». Индивидуализм и боязнь быть хуже других приводят к неспособности работать в команде. Подростки боятся брать на себя ответственность, отказываются от роли лидера, предпочитая оставаться на второстепенных ролях.
Творческое детское объединение юных журналистов решает многие из этих проблем. Работа над газетными текстами учит правильно обращаться с информацией, рождает дотошность, желание разобраться в причинах происходящего. Развиваются коммуникативные навыки, умение договариваться и находить общий язык между создателями газеты и героями материалов. Широкий кругозор, умение выражать своё мнение и отсутствие страхов перед общением — вот то, что отличает юных корреспондентов. У таких ребят просто не остаётся времени на «неправильный» досуг и «нехорошие» компании.
— И последнее. Если можно, хотя бы пару слов о том, что было самым сложным, на какие темы возникали дискуссии, какие вопросы по-настоящему взволновали ребят…
— Самым сложным было и остаётся — найти хорошую тему, собрать для неё материал и правильно его подать. Например, мы придумали темы — проблемы школьных столовых, или плохое состояние школьных туалетов. Стали собирать материал… Своё мнение высказали, а что дальше?
После публикации проблемных текстов порой начинаются вопросы и замечания от педагогов: зачем такое написали? Как-то одна девочка призналась, что в школе стала своеобразной раздражающей «красной тряпкой» для наставников. Рассказать о проблеме — это ещё полдела. Вот мы и обсуждаем ситуацию, решаем, как правильнее себя вести, как отстоять своё право на высказывание собственного мнения.
Дарья УГЛИНСКИХ, 16 лет, школа № 84:
— Редакция газеты «Суббота, 14-е» и кружок журналистики — настоящий рай для подростков. Сюда я пришла 2,5 года назад, за компанию с подругами. Но уже на втором занятии поняла, что не смогу жить без любимой газеты! Педагоги-журналисты Женя и Юля учат нас грамотно и красиво говорить, задавать вопросы, логически правильно строить тексты.
Дарья УГЛИНСКИХ. Фото: Мария ДЁМИНА.
На занятиях мы не только учимся, но и встречаемся с разными интересными людьми, играем в логические игры. Они помогают стать более коммуникабельными в жизни, развивают речь и логику. Теперь мне намного легче подойти к человеку и задать ему вопросы без запинки, взять интервью. Всё это пригождается и на уроках русского языка — я стала намного грамотнее писать сочинения и изложения. Многие знакомые говорят мне: «Даша, у тебя речь так изменилась, стала шикарная. Скажи рецепт, как ты научилась так говорить?». А я в ответ: «Нет никакого рецепта, просто я стала ходить в кружок журналистики».
Мне нравится ходить в редакцию газеты «Суббота, 14-е». Здесь развиваешься как личность, знакомишься с новыми друзьями. Раньше я не особо увлекалась новостями мира, редко интересовалась новостями своего района или города. Теперь изменилась и в этом.
Ещё мне нравится, что мы устраиваем пресс-конференции, встречаемся с интересными людьми. Хочется, чтобы таких встреч было больше. Чтобы к нам приходили настоящие профессионалы. Чтобы пришёл кто-то из олимпийских чемпионов, ведь среди нас есть те, кто занимается спортом.
В газете я нашла друзей по интересам, узнала много нового, а главное — поняла, кем я хочу быть в жизни, выбрала профессию по душе.
Анна ШИЛЛЕР, 17 лет, школа № 200:
— Где-то в начальной школе у меня появилось желание стать журналистом, и в 4-м классе я случайно в Доме детского творчества «РАДУГА» наткнулась на объявление: «Приглашаем в клуб юных журналистов». И вот я прихожу туда и знакомлюсь с ребятами и учителями. Помню, ребят было не так много, но все они старше меня, а учителей двое.
С тех пор мне нравится писать. Это непростое умение — излагать свои эмоции, мысли так, чтобы читателю стало интересно, уметь ухватить главные детали, предлагать новые темы и стараться не упустить что-то, достойное внимания.
Анна ШИЛЛЕР. Фото: Мария ДЁМИНА.
Именно в газете «Суббота, 14-е» вышли мои первые публикации. Это были небольшие заметки, в основном о каких-то школьных событиях, но когда вышел номер с моими материалами и я принесла газеты в школу, чтобы раздать одноклассникам, все сказали: «Ничего себе!». Мне стало очень приятно, а некоторые из ребят тоже потом пришли на занятия в нашу «Радугу».
У нас газета Чкаловского района, и мы стараемся писать о нём, рассказываем о любимых местах, проводим «Репортажные километры» — прогулки в пределах Вторчермета, чтобы подметить плюсы и минусы, понаблюдать за людьми, возможно, найти что-то необычное. Не обходится наша газета и без опросов — не только учителей и знакомых, но и незнакомых людей. Сами наши корреспонденты тоже делятся мнениями по какому-либо вопросу. Мы пишем новости, интервью и проблемные тексты (про толерантность, отношение к школьной форме), а также о позитивных увлечениях, театре, путешествиях, про животных; делимся впечатлениями в репортажах и эссе, сочиняем стихи и рисуем.
Несколько раз в номерах у нас были цветные развороты с фотографиями природы. В последнее время стало больше рисунков и больше страниц, так как количество ребят, посещающих занятия, увеличилось. И мне кажется, что газета стала интересней, потому что появилось много свежих идей.
Весь учебный год мы упорно трудимся. На каждом занятии обсуждаем принесённые материалы и новые темы, иногда проходим теорию. Например, что такое заметка, чем она отличается от репортажа, разбираем заголовки — между прочим, одну из самых важных частей газеты. Также любим иногда отдохнуть, поиграть в объяснение слов. Игра связана с умением правильно описать слово, не употребляя однокоренных, а потом из этих ассоциаций написать заметку.
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|