Кому — горе, кому — нажива
Когда умирает близкий, его родственникам, как правило, неловко экономить — торговаться с представителем ритуального агентства, разбираться, где и как выгоднее похоронить. Да и просто не до этого. Зато похоронщики без всяких стеснений пользуются «особым» случаем своих клиентов и нередко обманывают их на круглые суммы.
Нужно ли платить за землю на кладбище? Вправе ли похоронное агентство в счёт за ритуальные услуги включать стоимость санитарного набора (спирт, вата и т. п.)? Нужно ли оплачивать подготовку тела? В каких случаях даётся право на бесплатный катафалк? С этими и многими другими вопросами в Екатеринбургский центр защиты потребителей горожане тоже обращаются. Но, как правило, уже после того, как похороны состоялись…
Право на бесплатное
О нюансах скорбного процесса рассказывает директор МБУ «Центр правозащиты» Янина ГОЛУБЕВА.
— Перечень бесплатных услуг гарантируется Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, — отмечает сразу Янина Владимировна. — Так, например, выдача документов, необходимых для погребения умершего, производится в течение суток с момента установления причины смерти. И не может превышать двух суток с момента установления причины смерти, в случаях, если для установления причины смерти возникли основания для помещения тела умершего в морг. При этом в морге умерший может находиться до 7 суток с момента установления причины смерти, а в случае, когда у родных есть обстоятельства, которые мешают забрать тело в этот срок, то он может быть продлён до 14 дней.
И это не весь перечень бесплатных услуг. Также родным и близким умершего гарантируется бесплатное оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
— Затраты, которые несёт похоронная служба, возмещаются по ценам, установленным органами местного самоуправления. В Екатеринбурге, например, они определены Постановлением Главы Екатеринбурга от 02.03.2009 N 443 (ред. от 05.04.2017) «О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в муниципальном образовании «город Екатеринбург», — напоминает Янина Голубева. — Затраты, которые несёт специализированная служба по вопросам похоронного дела по перечисленным видам услуг, ей возмещаются из городского бюджета.
Важно: в том случае, если граждане отказываются от получения услуг на безвозмездной основе, то они вправе рассчитывать на получение социального пособия на погребение.
Горевать, но действовать
Многие екатеринбуржцы, в чей дом пришла беда, сталкиваются с тем, что агенты от похоронных агентств появляются на пороге почти сразу после случившегося… Как правило, незваные гости очень агрессивно навязывают свои услуги, а ещё в разы завышают цены на них.
— Никто не вправе навязывать потребителям свои услуги, — настаивает Янина Голубева. — Смело отказывайте наглым и непрошенным визитёрам. И запомните, что первичную консультацию о том, с чего начать подготовку к похоронам и на что обратить внимание в скорбный момент, жители Екатеринбурга могут получить в муниципальном Комбинате специализированного обслуживания.
Бывают случаи, когда родные заранее знают, что похоронных забот не избежать, родственник уже находится при смерти. В этом случае не помешает сравнить цены на услуги и на похоронные принадлежности в разных агентствах, съездить на кладбище и узнать условия захоронения и почитать в Интернете отзывы об агентствах. Обратившись в конкретную похоронную фирму, не лишним будет попросить бланк договора, примерный расчёт стоимости услуг. А уже с этими бумагами можете смело приходить на приём в Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей, где грамотные юристы внимательно проверят договор, выявят (или нет) условия, ущемляющие права потребителей.
— При подписании договора нужно внимательно читать его и особенно обращать внимание на приложение к договору, в котором определены перечень услуг и их цена. Не стесняйтесь, пересчитывайте конечную сумму, ведь в нашей практике бывали такие случаи, когда мы обнаруживали элементарные счётные ошибки, конечно, не в пользу потребителя, — предупреждает директор Центра.
Мелочи важны
Также нужно смело задавать вопросы относительно перечня услуг. Ритуальное агентство, например, может включить в договор с потребителем услуги морга или трупохранилища. Проверьте, не завысило ли агентство их стоимость. Сравните прейскурант морга и сумму, обозначенную в договоре. Если цена разная, требуйте, чтобы она была приведена в соответствие. Либо, например, в договор может быть включена предпохоронная подготовка тела и макияж. Если вам этого не нужно, смело отказывайтесь.
— Следует прописать в договоре все мелочи, вплоть до марки и госномера автокатафалка. Ведь часто на словах похоронщики обещают предоставить новый автомобиль VIP-класса, а на деле пригоняют не приспособленный для перевозки гроба старый отечественный грузовик, — свидетельствует наша собеседница.
Что же делать, если похороны уже прошли, но у родственников осталось множество претензий к исполнителям услуг? Вот лишь одна из историй. Дочери хоронили любимого отца, но, открыв гроб перед захоронением ужаснулись: тело было уложено криво, вместо оплаченной обуви на ногах были тапочки типа бахил, а рубашка на теле и вовсе отсутствовала.
— Этот факт лучше зафиксировать (сделать фотографии, например)… Да, мы понимаем, что меньше всего в такие моменты хочется заниматься сбором доказательств. Но недобросовестные похоронные (ритуальные) агентства пользуются этим, злоупотребляя горечью ситуации, доверием потребителей, их нежеланием или невозможностью в такие моменты вести подсчёты, обращать внимание на мелочи, задавать вопросы. А значит, такие ситуации будут повторяться снова и снова, — сетует Янина Владимировна.
На заметку
Если вы как потребитель столкнулись с обманом, с ненадлежащим качеством услуг в похоронный сфере, можно подойти за бесплатной помощью в МБУ «Екатеринбургский муниципальный центр защиты потребителей» по адресу: ул. Малышева, дом 31а, вход с пер. Банковский. Приём ведётся по графику, который можно уточнить по телефону 371-13-16.
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|